Современное дорожное строительство немыслимо без специализированного оборудования. Качество дорожного полотна напрямую зависит от технического оснащения подрядных организаций. По статистике, использование современной техники сокращает сроки строительства на 40% и повышает долговечность дорожного покрытия в 1,5-2 раза.
Дорожные работы включают несколько последовательных этапов:
- Подготовка основания и земляные работы
- Формирование дорожной "подушки"
- Укладка асфальтового покрытия
- Финишная отделка и нанесение разметки
Землеройная техника для дорожного строительства: мощь и функциональность
Экскаваторы занимают лидирующие позиции среди землеройной техники. Гусеничные модели идеальны для работы на сложных грунтах и болотистой местности. Их грузоподъемность достигает 50 тонн. Колесные экскаваторы маневреннее и быстрее перемещаются между участками работ.
Бульдозеры с отвалами различной конфигурации выполняют планировку местности и перемещение грунта. Мощность современных машин варьируется от 100 до 600 л.с. Популярные модели Komatsu D65EX и Caterpillar D6R зарекомендовали себя в сложных климатических условиях.
Автогрейдеры незаменимы при профилировании и выравнивании поверхности. Тяжелые грейдеры массой более 19 тонн способны обрабатывать участки шириной до 4,5 метров за один проход. Модели John Deere 772G и Volvo G976 оснащены системами 3D-нивелирования для максимальной точности работ.
Скреперы эффективны при перемещении и распределении грунта на большие расстояния. Самоходные модели объемом ковша 15-25 м³ особенно востребованы при строительстве автомагистралей.
Фронтальные погрузчики выполняют загрузку самосвалов и перемещение сыпучих материалов. Машины среднего класса грузоподъемностью 3-5 тонн наиболее универсальны. Телескопические погрузчики с вылетом стрелы до 17 метров расширяют возможности применения.
Современная уплотнительная техника для качественного дорожного полотна
Профессиональное уплотнительное оборудование - основа долговечности дорожного покрытия. На российском рынке представлены модели от ведущих производителей Bomag, Hamm, Dynapac. Каждый тип техники предназначен для работы с определенными материалами и типами покрытий.
Тип катка
|
Масса (тонн)
|
Ширина уплотнения (м)
|
Применение
|
Тандемный вибрационный
|
8-14
|
1.6-2.1
|
Асфальтобетон
|
Грунтовый
|
12-25
|
2.1-2.4
|
Песок, щебень
|
Пневмоколесный
|
16-35
|
1.8-2.7
|
Финишное уплотнение
|
Виброплиты весом от 50 до 500 кг незаменимы при работе в стесненных условиях. Реверсивные модели с гидравлическим приводом обеспечивают максимальную производительность на небольших площадях. Ручные трамбовки массой 60-80 кг применяются для уплотнения грунта в траншеях и котлованах.
Профессиональные асфальтоукладчики и асфальтовые заводы
Современные асфальтоукладчики на гусеничном и колесном ходу работают с шириной укладки от 2 до 16 метров. Электронные системы нивелирования Moba и Topcon гарантируют идеальную ровность покрытия. В линейке Vogele Super представлены машины для всех типов дорожного строительства - от тротуаров до автомагистралей.
Мобильные асфальтовые заводы производительностью 160-240 тонн/час монтируются непосредственно на объекте. Автоматизированные системы управления контролируют температуру и состав смеси. Гудронаторы на базе КамАЗ и МАЗ с баками 3-8 м³ распределяют битумную эмульсию перед укладкой асфальта.
Специализированная транспортная техника для дорожного строительства
Карьерные самосвалы грузоподъемностью 20-40 тонн перевозят инертные материалы и асфальтобетонные смеси. Термоизолированные кузова поддерживают рабочую температуру асфальта. Автобетоносмесители объемом 7-12 м³ доставляют бетон для устройства искусственных сооружений.
- Седельные тягачи мощностью 400-540 л.с. с тралами грузоподъемностью до 80 тонн
- Автоцистерны объемом 15-30 м³ для перевозки битума и битумных эмульсий
- Топливозаправщики на шасси КАМАЗ, МАЗ для обеспечения техники ГСМ
- Бортовые автомобили с КМУ для доставки запчастей и расходных материалов
Вспомогательная техника и оборудование для дорожно-строительных работ
Передвижные дизельные компрессоры Atlas Copco, ПКСД и Kaeser производительностью 5-12 м³/мин питают пневматический инструмент на стройплощадке. Модели на прицепном шасси легко перемещаются между объектами. Автономные электростанции мощностью 30-200 кВт обеспечивают энергоснабжение строительных площадок.
Оборудование
|
Характеристики
|
Применение
|
Дорожная фреза
|
Ширина 0.5-2.2м
|
Снятие старого асфальта
|
Разметочная машина
|
Бак 50-150л
|
Нанесение разметки
|
Осветительная мачта
|
Высота 4-9м
|
Освещение участка работ
|
Мобильные осветительные установки на базе прицепов оснащаются мачтами высотой до 9 метров и прожекторами LED мощностью 4х1000 Вт. При работе в ночное время такое оборудование создает освещенность до 20 люкс на площади 3000 м².
Дорожные фрезы холодного фрезерования Wirtgen, Dynapac и Bomag шириной захвата от 350 мм до 2.2 м срезают изношенное асфальтобетонное покрытие. Системы нивелирования поддерживают заданную глубину фрезерования с точностью до миллиметра.
Специализированные машины для нанесения дорожной разметки
Самоходные разметочные машины на базе грузовых шасси наносят разметку со скоростью до 20 км/ч. Безвоздушное распыление краски гарантирует равномерное покрытие. Ручные разметочные установки применяются для небольших объемов работ и городских территорий.
Техника для зимнего содержания и обслуживания автодорог
Комбинированные дорожные машины на базе КамАЗ и МАЗ трансформируются из поливомоечных в пескоразбрасыватели. Сменное оборудование включает передний отвал, боковой отвал, щетку и распределитель противогололедных материалов.
- Снегоочистители шнекороторные с производительностью 1200 тонн/час
- Автогрейдеры среднего класса для патрульной снегоочистки
- Распределители твердых реагентов с бункером 5-10 м³
- Поливомоечные машины с цистерной 8-15 м³
В летний период поливомоечные машины используются для мойки дорожных покрытий и полива зеленых насаждений. Распределительные системы с форсунками создают направленную струю воды под давлением до 15 атм.
Профессиональное измерительное оборудование для диагностики дорожного полотна
Георадары серии "Око" и SIR-3000 сканируют структуру дорожной одежды на глубину до 5 метров. Данные о толщине слоев и скрытых дефектах выводятся на экран в режиме реального времени. Частота зондирующих импульсов от 270 МГц до 2 ГГц позволяет детально исследовать все конструктивные элементы.
Оборудование
|
Точность измерений
|
Область применения
|
Цифровой нивелир Leica
|
±0.3 мм/км
|
Высотные измерения
|
Электронный тахеометр Topcon
|
±2 мм + 2ppm
|
Разбивочные работы
|
Передвижная лаборатория
|
По ГОСТ 33101
|
Контроль качества
|
Высокоточные цифровые нивелиры Leica, Topcon и Trimble автоматизируют процесс геометрического нивелирования. Электронные датчики компенсируют вибрации и наклоны прибора. Встроенная память хранит результаты тысяч измерений.
Роботизированные тахеометры с сервоприводами выполняют координатные измерения в автоматическом режиме. Технология распознавания отражателей позволяет одному исполнителю проводить съемку местности.
Мобильные дорожные лаборатории для контроля качества покрытий
Передвижные лаборатории на базе фургонов Mercedes-Benz Sprinter и Ford Transit укомплектованы полным набором оборудования для испытаний материалов и конструкций:
- Установки для определения модуля упругости
- Плотномеры асфальтобетона
- Приборы для измерения ровности и сцепления
- Керноотборники с алмазными коронками
Инновационные технологии в дорожном строительстве: системы автоматизации и GPS
Автоматизированные системы нивелирования Trimble и Leica на базе 3D-моделей контролируют работу дорожно-строительной техники. Спутниковые приемники RTK определяют положение рабочих органов с точностью до 1 см.
Бортовые компьютеры асфальтоукладчиков регулируют толщину и температуру укладки смеси. Датчики контролируют степень уплотнения материала каждым проходом катка. Вся информация передается в облачное хранилище для последующего анализа.
Экологичные технологии в дорожном строительстве
Современные асфальтобетонные заводы оснащаются системами рециклинга и очистки выбросов. Технология холодного ресайклинга позволяет повторно использовать материал старого покрытия. Светодиодное освещение и солнечные батареи снижают энергопотребление дорожных объектов.
Внедрение цифровых технологий и автоматизированных систем управления значительно повышает качество строительства и долговечность дорожных покрытий. Комплексный подход к диагностике и контролю на всех этапах работ минимизирует риск возникновения дефектов.
Специалисты Строймашсервис-Мск
Материал подготовили сотрудники smsm.ru, имеющие практический опыт работы более 25 лет со строительным оборудованием и инструментами как российского производства, так и иностранного.